12 лет назад, 8 – 12 августа 2008 года, Российские Вооружённые Силы на деле показали свою способность к быстрому и бескомпромиссному принуждению агрессора к миру.
Этому предшествовали следующие события. 31 марта 1991 года в Грузии состоялся референдум по вопросу восстановления государственной независимости на основании Акта о независимости от 26 мая 1918 года, что фактически являлось решением о выходе этой республики из СССР. В референдуме приняли участие 90,5% избирателей, из которых за государственную независимость проголосовало 98,93%. Два региона республики – Абхазия и Южная Осетия – заявили о своём особом положении, продекларировав своё стремление выйти из состава Грузии.
Основной причиной такого шага была шовинистическая политика грузинских властей в отношении коренного населения этих регионов.
9 апреля 1991 года Верховный Совет принял акт о восстановлении независимости Грузии, в котором было заявлено о юридической силе Конституции Грузинской Демократической Республики 1921 года. В тот же день Конгресс США признал легитимность референдума 31 марта 1991 года.
Что касается стремления к независимости Абхазии и Южной Осетии, то руководство вновь созданной Республики Грузия видело только один способ решения этой проблемы – силовой. В результате между Абхазией и Грузией в августе 1992 года начался кровопролитный вооружённый конфликт, завершившийся лишь в сентябре 1993 года и унёсший по 4000 человек с каждой из сторон. Абхазию покинули 15613 грузин-беженцев. Абхазия стала независимым, хотя и непризнанным, государством. На её территории были размещены российские миротворцы.
В 2005 году грузинские войска были введены на территорию Абхазии – в Кодорское ущелье, там же создано правительство Абхазской автономной республики, в котором не было ни одного абхаза, и началась подготовка к продолжению войны с Абхазией.
В Южной Осетии в 1991 – 1992 гг. также шла война на истребление осетин. Всего за этот период погибло около тысячи осетин, а ранено было 2500 человек. 40000 осетин стали беженцами, было сожжено 111 осетинских сёл.
14 июля 1992 года огонь был прекращён, в зону конфликта ввели смешанные силы по поддержанию мира. В Цхинвале разместили Миссию наблюдателей от ОБСЕ.
После 1992 года Южная Осетия была де-факто независимым государством, с собственной конституцией, принятой в 1993 году и государственной символикой, но власти Грузии по-прежнему рассматривали её как свою административную единицу, хотя активных действий по установлению над ней контроля не предпринимали.
Но в августе 2004 года дело всё же дошло до кровопролитных столкновений в районе столицы Южной Осетии – город Цхинвал. Грузинские войска, натолкнувшись на ожесточённое сопротивление и потеряв несколько десятков человек, отступили.
В течение последующих нескольких лет грузинская сторона организовывала провокации как в отношении российских миротворцев (находящихся на территории Абхазии и Южной Осетии, согласно международным соглашениям), так и в отношении военнослужащих этих непризнанных на тот момент республик.
К утру 7 августа 2008 года грузинская сторона сосредоточила на границе с Южной Осетией около 12000 военнослужащих и 75 танков.
Накануне грузинского вторжения численность вооружённых сил Южной Осетии составляла 3000 человек, в резерве – 15000 человек. На вооружении находилось 20 танков, 95 орудий и миномётов, 180 бронемашин, три вертолёта Ми-8.
8 августа 2008 года Грузия начала боевые действия в Южной Осетии, причём нападению подвергся и батальон российских миротворцев. Жилые районы Цхинвала были подвергнуты обстрелу из реактивных систем залпового огня «Град» и ствольной артиллерии. Грузинская авиация бомбила жилые кварталы и колонны беженцев. После завершения боевых действий в Южной Осетии такая же военная операция должна быть осуществлена и против Абхазии. Цель – установить контроль Грузии над этими территориями, пусть даже ценой уничтожения местного населения.
Для защиты миротворцев и мирных жителей Южной Осетии, большинство из которых имеют российское гражданство, Россия ввела в республику свои войска. Первая бронетанковая тактическая группа прошла через Рокский тоннель в 13.00 8 августа, когда в Цхинвали уже полным ходом шло уничтожение осетинского населения. Это подтверждает то, что не Россия начала эту войну, а ввод войск был реакцией на грузинскую агрессию.
Как заявил впоследствии глава МИД России Сергей Лавров, причинами ввода российских войск в зону конфликта стали: агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии; гуманитарная катастрофа и исход из региона 30000 беженцев; убийство российских миротворцев; геноцид грузинской армии против населения Южной Осетии, которое на том момент в большинстве имело российское гражданство.
В операции по принуждению Грузии к миру приняли участие и части Воздушно-десантных войск, которые на деле подтвердили свою высокую мобильность и эффективность. Менее суток потребовалось для переброски на 2000 километров из Пскова в Беслан батальонных тактических групп 104-го и 234-го десантно-штурмовых полков 76-й гвардейской десантно-штурмовой Черниговской Краснознамённой, ордена Суворова дивизии, которые оказались в районе боевых действий раньше, чем расположенные войска в Северной Осетии. С началом российского наступления десантно-штурмовые батальоны стали авангардом наступающей армии.
Дислоцирующиеся в Новороссийске и Ставрополе 108-й (командир полковник С. Баран) и 247-й (командир полковник А. Наумец) десантно-штурмовой полк 7-й десантно-штурмовой дивизии составили основу группировки войск, действовавшей под командованием генерал-лейтенанта В. Шаманова на абхазском направлении. Они успешно провели несколько наземных рейдов по грузинским тылам, захватили крупные военные базы в Гори и Сенаки, главную военно-морскую базу в Поти вместе с частью грузинского флота. Группировка из пяти батальонов обратила в бегство 7000 военнослужащих грузинской армии, бросивших огромное количество боевой техники, оружия и боеприпасов.
12 августа Президент Российской Федерации Д. Медведев сообщил, что принял решение о завершении операции по понуждению Грузии к миру.
После этого в ходе встречи председателя Европейского Союза президента Франции Н. Саркози с президентом России Д. Медведевым и премьер-министром В. Путиным были согласованы шесть принципов мирного урегулирования, которыми предусматривался отказ от использования силы, окончательное прекращение всех военных действий, свободный доступ населения к гуманитарной помощи, возвращение вооружённых сил Грузии в места их постоянной дислокации, вывод Вооружённых сил Российской Федерации на линию, предшествующую началу боевых действий.
Шестой пункт, предусматривающий начало международного обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности, по просьбе грузинского президента был убран.
16 августа президент России Д. Медведев поставил подпись под планом мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. До этого документ подписали руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, а также президент Грузии М. Саакашвили. Подписание этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.
30 сентября 2009 года был распространён официальный текст доклада Международной независимой комиссии по расследованию конфликта на Южном Кавказе. Международное расследование признало Грузию ответственной за войну на Кавказе в августе 2008 года. В тексте доклада утверждалось, что Грузия с использованием тяжёлой артиллерии в ночь на 8 августа 2008 года начала атаку на Цхинвал и, соответственно, начала войну. Однако эта атака, как было отмечено в тексте, стала итогом длительных провокаций в зоне конфликта. Россия, по мнению авторов доклада, также была ответственна за многочисленные нарушения международного права. Что же, к подобным заявлениям нам не привыкать. Но главный итог так называемой пятидневной войны – недопущение физического уничтожения грузинской армией и отрядами националистов коренного населения Южной Осетии и Абхазии. Ныне это уже признанные рядом государств независимые республики.
Автор статьи: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник Уральского государственного военно-исторического музея.