С 1972 года — в Советской Армии. В 1976 году с отличием окончил Коломенское высшее артиллерийское командное училище (десантный факультет). Служил командиром взвода 1411-го артиллерийского полка в Прибалтийском военном округе. С 1982 года — заместитель командира батареи 108-го гвардейского парашютно-десантного полка. С 1983 года — заместитель командира батареи 1179-го гвардейского артиллерийского полка. Член КПСС с 1979 года.
С 1984 года – в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. За 18-месячный период службы на территории Афганистана заместитель командира артиллерийской батареи (1179-й гвардейский артиллерийский полк, 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия) старший лейтенант Владимир Задорожный участвовал в более чем 80-ти боевых операциях.
28 мая 1985 года в составе сводного отряда под командованием майора Капустина С.Е. принимал участие в армейской операции, которая проходила в провинции Кунар. Был назначен старшим артиллеристом разведывательной группы. Выдвигаясь на рубеж по ущелью, группа попала в засаду. Задорожный вызвал и грамотно корректировал огонь артиллерии…
Во время боя, на советский командно-наблюдательный пункт (КНП) полетели вражеские гранаты. Одна из них упала на КНП в двух метрах от старшего лейтенанта Задорожного. Жертвуя собой во имя спасения жизни солдат, офицер накрыл гранату своим телом… Похоронен в городе Каунас (Литва).
Указом Президиума Верховного Совета от 25 октября 1985 года за мужество и отвагу, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан старшему лейтенанту Задорожному Владимиру Владимировичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденами Ленина, Красной Звезды.
Приказом Министра обороны СССР от 5 января 1986 года навечно зачислен в списки личного состава 108-го гвардейского парашютно-десантного полка. На территории артиллерийского полка 103-й воздушно-десантной дивизии Вооружённых Сил Республики Беларусь в 2013 году установлен бюст Героя.
… ТАКИМ ТЫ И ОСТАЛСЯ
— С Владимиром Задорожным мы могли встретиться в провинции Кунар. Не встретились: в районе Фараха началась крупная операция по уничтожению банд мятежников, и я улетел на юг. О его гибели, посмертном присвоении звания Героя Советского Союза узнал уже в Москве. Позвонил в полк, где служил Владимир до отъезда в Афганистан.
— Да, всё верно — Володи больше нет, — подтвердил его бывший командир. — Никто не верит, звонят со всего Союза боевые Володины товарищи: «Скажите, это правда?» Многие спрашивают, будет ли он зачислен навечно в списки личного состава части.
Владимир закончил Коломенское высшее артиллерийское командное училище, а служить пошёл в воздушно-десантные войска — туда, где потруднее. В Афганистан, как многие его сверстники, сам не рвался, но оказался там раньше многих однокашников. И попал в то время, когда артиллерия возвращала утраченное было значение «бога войны», а самой чтимой становилась профессия офицера-корректировщика артиллерийской разведки. Им нередко приходилось вызывать огонь на себя. Случалось, они и погибали — лейтенанты и старшие лейтенанты, уходившие с передовыми подразделениями для корректировки огня своих батарей.
В тот последний в его жизни день Владимир возглавлял артиллерийскую разведгруппу. Выдвигаясь по ущелью на рубеж, попали в засаду. Казалось, пулемёты ударили со всех сторон одновременно. Офицер по радиостанции вызвал огонь артбатарей. Снаряды рвались совсем рядом, в тридцати — сорока метрах от разведчиков. Когда душманы поняли, что внезапность успеха им не принесла, они решили уничтожить командно-наблюдательный пункт, оставив солдат без командиров. Так что вскоре Задорожный оказался среди тех, кто отражал это нападение. В горячке боя никто не заметил подобравшихся на гранатный бросок мятежников. Заметили их, когда гранаты уже посыпались с ближней высотки. Одна, описав дугу, упала в двух шагах от Задорожного. Через секунду-другую живых на командно-наблюдательном пункте уже не осталось бы. Взрыв был неизбежен. И он произошёл. Но прежде Владимир успел сделать два шага, спасшие всех, кто был на КНП. Кроме него самого. Таков его личный счёт в том победном бою.
— Как просто Володя пошёл на подвиг, — рассказывал его однокашник по училищу капитан Чекан, — но поверить не могу, что его больше нет. Каким он был? Вот теперь думаю: главное, что в нём было, — надёжность. Он всегда и везде кому-то подставлял своё плечо. Причём делал это незаметно. Солдаты его очень любили. Верили и любили. Опять же за эту надёжность. И вот о чём ещё думаю: как-то так получалось, что Володя всегда был как бы на вторых ролях, в тени. Уверен, и в той последней, чрезвычайной ситуации он успел подумать обо всех, кто там был, а о себе не успел.
…Смотрю на фото — единственное, которое осталось, из личного дела. Других своих фотографий он не оставил — опять же не успел. Но память людская — она ведь от таких досадных случайностей не зависит.Пётр Студеникин. – см. «Время выбрало нас». «Мы — интернационалисты». Комплект открыток. – М.: Изд. «Плакат», 1988.
© 2020. Все права защищены.
Благотворительный фонд «Десантное братство».