Операция войск Ленинградского фронта (командующий – Маршал Советского Союза Л. А. Говоров) и сил Краснознамённого Балтийского флота (командующий адмирал В. Ф. Трибуц) по освобождению Моонзундского архипелага, проведённая 27 сентября – 24 ноября 1944 г. в ходе Прибалтийской стратегической наступательной операции.
В сентябре 1944 г. вся материковая часть Эстонии была освобождена от противника. Германское верховное командование, оценивая острова Моонзундского архипелага как последние опорные пункты, обеспечивавшие использование морских сообщений для снабжения своих войск в районе Риги (33 дивизии), решило удерживать их любой ценой. Для обороны этих островов оно перебросило из Риги 23-ю пехотную дивизию. В непосредственное подчинение ее командира была передана 24-я десантная флотилия. С 23-й дивизией должна была взаимодействовать 9-я дивизия охраны водного района (база в Виндаве).
Всего на Моонзундских островах к тому времени находилась 23-я пехотная дивизия и 4 охранных батальона (11 500 человек) противника и базировались легкие силы его флота (2 миноносца, 22 быстроходные и артиллерийские десантные баржи, 14 тральщиков и 2 торпедных катера).
К Моонзундской десантной операции привлекались 109-й (командир – генерал-лейтенант И. П. Алферов) и 8-й Эстонский (командир – генерал-майор Л. А. Пэрн) стрелковые корпуса 8-й армии (командующий – генерал-лейтенант Ф. Н. Стариков), а от Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) 129 катеров и различных судов (в том числе 8 морских бронекатеров, 30 торпедных катеров, 13 сторожевых катеров, 13 катеров-тральщиков, 20 различных катеров), а также 260-я отдельная бригада морской пехоты (командир – генерал-майор береговой службы И. Н. Кузмичев). Авиационную поддержку осуществляли 13-я воздушная армия (командующий – генерал-лейтенант С.Д. Рыбальченко) и авиация КБФ (командующий – генерал-лейтенант авиации М.И. Самохин). Состав десантных войск превышал силы противника в районе высадки более чем в три раза.
Командующий КБФ адмирал В. Ф. Трибуц, говоря о подготовке к Моонзундской десантной операции, отметил, что если к задаче подходить классически по уставу, на подготовку этой операции потребовалось бы больше месяца. А пришлось всякие нормы и классический подход отбросить и решать задачу теми средствами, которые были под рукой. Но если бы мы на 5 — 6 дней промедлили с этой операцией, то мы бы эти острова не взяли до 9 мая 1945 г. или положили бы много людей и техники. Противник за 10 дней создал бы оборону и подтянул бы флот. Этот вывод он отметил и в своей книге «Балтийцы сражаются».
Замысел командующего 8-й армией по освобождению островов Моонзундского архипелага предусматривал последовательный захват островов, вначале близлежащих к материку (Вормси и Моон) с последующим накоплением на них сил и нанесением удара по наиболее слабому в противодесантном отношении острову Даго, а затем – овладение наиболее сильным в противодесантном отношении островом Эзель, где находились основные силы противника.
Моонзундской десантной операцией фактически руководили два человека: действиями на суше – командующий 8-й армией генерал-лейтенант Ф. Н. Стариков, действиями на море – командир Отряда легких сил контр-адмирал И. Г. Святов. Более того, в ходе операции к руководству силами подключились начальник штаба Ленинградского фронта генерал-полковник М. М. Попов и командующий КБФ адмирал В.Ф. Трибуц. Им подчинялась армейская и флотская авиация. Командиром непосредственно высадки был назначен командир бригады торпедных катеров капитан 1 ранга Г.Г. Олейник.
27 сентября советские войска с ходу, без подготовки овладели островом Вормси, с которого противник контролировал проходы к Моонзунду из Финского залива.
В 20 час. 30 мин. 29 сентября с торпедных катеров и автомашин-амфибий началась высадка десантников на остров Моон (Муху). В Куйвасту был высажен передовой отряд десанта (1150 человек), обеспечивший высадку первого эшелона десанта. При активной поддержке сухопутной артиллерии, расположенной на о. Виртсу, противодействие противника (артиллерийский, минометный и пулеметный огонь) вскоре было подавлено. Около 22 час. 30 мин. очередные части десанта высадились в бухте Суурлайд, создав тем самым для врага угрозу окружения. В течение 30 сентября торпедные катера совершили 181 рейс и переправили на остров свыше 5 500 человек 249-й стрелковой дивизии (командир – генерал-майор И. Я. Ломбак). К 18 час. 30 сентября остров Моон был полностью освобождён. Быстрая потеря о. Моон произвела в высших немецко-фашистских военных инстанциях впечатление разорвавшейся бомбы. На Эзель были направлены следователи военного трибунала для выявления виновных. Кроме того, в Курессааре прибыли морским путем первые части 218-й германской пехотной дивизии.
Высадку десанта на остров Даго (Хиума) планировалось провести в утром 1 октября на двух участках у мыса Хельтермаа и мыса Тяхванина. Частью сил 260-й бригады морской пехоты, высаженной на участке Кэрдель в тыл обороняющемуся противнику, предполагалось развить успех. Из-за неблагоприятной погоды высадка десанта была перенесена на 2 октября. В 8 час. 30 мин. торпедные катера южной группы, преодолев огневое сопротивление противника, высадили на пристань Хельтермаа первый бросок десанта, который сумел быстро овладеть ею. Сюда же был направлен весь первый эшелон десанта. К вечеру 2 октября после упорного сопротивления противник отошел к дамбе на о. Кассар и к бухте Орьяку и в ночь на 3 октября эвакуировал свои основные силы на о.Эзель.
Основные цели по освобождению островов Моонзундского архипелага достигались, в основном, в ходе боя за высадку десанта.
Таким образом, остров Вормси был освобожден 27 сентября за 5 часов, остров Моон – 29 сентября за 21 час 30 мин, остров Даго – 2 октября за 28 час 30 мин. Освобождение островов Вормси, Моон и Даго было осуществлено быстро и с минимальными потерями.
Создавались благоприятные условия для освобождения наиболее крупного острова архипелага – острова Эзель (Сарема). К этому времени противник усилил его гарнизон 218-й пехотной дивизией. В ходе операции командование противника неоднократно привлекало действовавшую в восточной части Балтийского моря 2-ю боевую группу своего флота в составе четырех крейсеров и нескольких эсминцев.
5 октября части 8-го стрелкового корпуса овладели Ориссарской дамбой (между островами Моон и Эзель). В тот же день в 6 час. неожиданно для противника непосредственной артиллерийской подготовкой и форсированием пролива Малый Зунд (Вяйкевэйн) на 70 автомашинах-амфибиях начался бой за высадку на о.Эзель. Кроме того, осуществляли переход 2 десантных отряда из Рохукюля к пунктам высадки Талику и Трииги (в северной части острова Эзель). Первый бросок второго десантного отряда быстро захватил плацдарм на участке Талику. На захваченный плацдарм был высажен весь десант. Высадка десанта на широком фронте, по словам самого же врага, связала такое большое количество его войск, что резерв для перехода во встречное наступление у него не оставалось. Советские войска начали наступление и к 8 октября подошли к рубежу обороны противника на полуострове Сырве (Сворбе). Остров Эзель (исключая полуостров Сырве) был освобожден за 60 часов.
Попытки с ходу прорвать глубоко эшелонированную оборону противника 10 – 14 октября успехом не увенчалась. Придавая исключительно важное значение обороне полуострова Сырве, противник в этом районе сосредоточил свыше 100 кораблей, в том числе: крейсеры «Принц Ойген», «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и «Лютцов». Действия кораблей противника прикрывала авиация 1-го воздушного флота и часть авиации из Восточной Пруссии. Противник, имея значительное количественное и качественное превосходство в кораблях, мог осуществлять не только снабжение гарнизона полуострова Сырве, но и организовать его эвакуацию, в то время как корабли Балтийского флота не могли оказывать значительной помощи сухопутным войскам из-за большой минной опасности.
Борьба на полуострове Сырве приняла позиционный характер, и только 18 ноября после мощной артиллерийской и авиационной подготовки советские войска прорвали оборону противника и начали развивать успех. 24 ноября остров Сарема был полностью очищен от противника.
Освобождение Моонзундского архипелага имело важное значение: корабли Балтийского флота получили возможность контролировать Финский и Рижский заливы, в результате чего создавалась непосредственная угроза левому флангу войск противника; Балтийский флот получал возможность развернуть активные действия на коммуникациях противника в средней и южной части Балтийского моря.
Автор статьи: Владимир Жуматий, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор.