Конструкция и устройство амфибии
Корпус БТР Ракушка выполнен из сварных броневых листов. Машина делится на три отсека. В переднем размещена рубка управления, где находится механик-водитель, командир и один из десантников. Бронетранспортер выполнен по конструктивной схеме танка, поэтому двигатель располагается в кормовой части.
Средняя часть предназначена для перевозки десанта. Попарные сидения располагаются лицом по ходу движения, по три пары с каждого борта. В нишах над гусеницами имеется место для грузов. Также в корпусе присутствуют бойницы для ведения огня из машины.
Средства наблюдения и связи
Наблюдение за окружением ведется с места механика-водителя посредством трех перископических устройств. По необходимости центральный заменяется на прибор ночного видения. Дополнительное слежение ведется с десантной части через бойницы. Внутренняя связь и коммутация обеспечиваются системой Р-174.
Бронетранспортер БТР-МД «Ракушка»
Первоначальная цель бронетранспортеров на поле боя заключалась в мобильной доставке людей на заданные позиции. Это позволяло поддерживать танковые наступления, быстро переориентировать войска в ответ на меняющуюся фронтовую обстановку. В дополнение к этому БТР доставляли грузы и вывозили раненых.
В современных условиях бронетранспортеры все больше конструируются по типу боевых машин пехоты и десанта (БМП и БМД). Это делает БТР полноценной боевой единицей поддержки и прикрытия, что особенно важно при операциях в тылу.
БТР «Ракушка» — многофункциональная десантная (МД) машина России, созданная для поддержки подразделений ВДВ. Акцент делается не только на быстрой доставке бойцов и снабжении, но и на высадке с воздуха. Также учитывается и автономность проводимых операций, в которых машина становится основным прикрытием пехоты.
История создания модели
Задача по разработке новой многоцелевой машины десанта была поставлена перед конструкторами еще в 1992 году. Тяжелое экономическое положение страны и недостаток финансирования армии привел к заморозке проекта. В итоге активная работа над ним началась только в 2008.
Ключевой задачей нового БТР ставилась замена устаревшего советского десантного бронетранспортера, выпущенного еще в 1974. Новая машина должна была отвечать требованиям современной техники и вооружений, а также учитывать специфику десантных операций.
В 2015 году бронетранспортеры стали поступать на вооружение армии, с этого момента их фото стали появляться в сети. По состоянию на 2020 год имелось уже 30 таких машин. Ожидается, что к 2025 году на вооружение десанта поступит около 200 БТР данной линейки в разных модификациях. В итоге БМД-4М и бронетранспортеры «Ракушка» станут базовой десантной техникой.
Цели и задачи по применению
Бронетранспортеры Ракушка разработаны как машина десанта, основная цель которой — поддержка подразделений в любых боевых условиях.
К задачам бронетранспортера относятся:
- поддержка пехотных соединений, прикрытие;
- транспортировка грузов, снабжение подразделений;
- вывоз раненых, переустройство в санитарную машину;
- организация командного центра или узла радиосвязи.
Ключевыми задачами БТР остается доставка десанта на заданные позиции. Новая машина позволяет перевозить бойцов своим ходом, десантироваться с воздуха, а также форсировать водные преграды и осуществлять высадку с моря с преодолением линии прибоя. Последний фактор делает ее полноценной амфибией.
Конструкция и устройство амфибии
Ключевые различия базовой и модифицированной версии
Корпус БТР Ракушка выполнен из сварных броневых листов. Машина делится на три отсека. В переднем размещена рубка управления, где находится механик-водитель, командир и один из десантников. Бронетранспортер выполнен по конструктивной схеме танка, поэтому двигатель располагается в кормовой части.
Средняя часть предназначена для перевозки десанта. Попарные сидения располагаются лицом по ходу движения, по три пары с каждого борта. В нишах над гусеницами имеется место для грузов. Также в корпусе присутствуют бойницы для ведения огня из машины.
Средства наблюдения и связи
Наблюдение за окружением ведется с места механика-водителя посредством трех перископических устройств. По необходимости центральный заменяется на прибор ночного видения. Дополнительное слежение ведется с десантной части через бойницы. Внутренняя связь и коммутация обеспечиваются системой Р-174.
С учетом вооружения прицеливание обеспечивается с позиции стрелка. Также башенная установка оборудована прицельным комплексом ТНП3ВЭ01-01 для наведения и автоматической стрельбы с позиции командира. Через данное устройство он может наблюдать и за местностью.
Основное вооружение
Вооружение бронетранспортера «Ракушка» представлено курсовым пулеметом Калашникова калибра 7,62 мм. Питание обеспечивается двумя коробками по 1000 патронов, объединенных единым трактом. В правой передней части у модифицированной версии имеется дополнительный пулемет.
Броня БТР защищает бойцов от пуль и осколков. Предусмотрена защита ходовой части, позволяющая преодолевать мины.
Средства маскировки
Большинство элементов оснащения бронетранспортера «Ракушка» заимствована у БМП-3. К ним относят и средства маскировки. Помимо камуфлированного окраса БТР оборудован дымовыми гранатами «Туча».
Технические характеристики
Технические характеристики БТР «Ракушка» отвечают требованиям современной боевой машины. Определенные отличия есть у разных модификаций, ориентированных на узкоспециализированные задачи. Основная модель за счет своих показателей также сохраняет широкий диапазон возможностей для применения.
Двигатель и трансмиссия
Бронетранспортер работает на оппозитном двигателе с турбонаддувом УТД-29, также позаимствованном у БМП-3. Мощность двигателя — 450 л. с. Система охлаждения инжекторно-вентиляторная. Механизм передачи и поворота находится в одном блоке с двигателем и состоит из двухвальной реверсивной коробки передач. Имеется и привод на водометный движитель, обеспечивающий управляемую плавучесть машины.
Электрооборудование
Учитывая заимствование элементов от БМП-3, электрооборудование БТР «Ракушка» представлено аппаратурой 6ЭЦ088. Точных данных о модифицированной версии машины не имеется.
Ходовая часть
Для лучшей проходимости БТР-МД передвигается на гусеничном ходу. Ходовая часть представлена пятью опорными и четырьмя поддерживающими катками с каждого борта. Гусеницы имеют мелкозвенчатые резино-металлические шарниры. Опорные катки крепятся пневматическими рессорами.
Одна из ключевых особенностей ходовой части БТР-МД — регулируемый клиренс. Имеется три положения — минимальный в 70-100 мм, рабочий в 420 мм и максимальный в 500-510 мм.
Десантирование
Бронетранспортер «Ракушка» способен перевозить до 15 человек, включая механика-водителя и командира. Для десантирования предусмотрен люк в кормовой части. Также имеются два круглых люка в крыше рубки управления и два прямоугольных в средней десантной части бронетранспортера.
Максимальная скорость на воде и суше
Скоростные характеристики БТР-МД представлены следующими показателями:
- максимальная скорость по шоссе — до 71 км/ч;
- скорость на сухой грунтовой дороге — 45-50 км/ч;
- скорость на плаву — 10 км/ч.
Габариты и вес
По габаритам ТТХ БТР-МД имеют следующие значения:
- длина корпуса — 6,085 м;
- ширина — 3,15 м;
- высота — 2,7 м;
- масса — 13,2 т.
Габариты машины позволяют десантировать ее с воздуха с самолетов ИЛ-76 (М, МД), АН-124, а также с внешней подвески вертолетов Ми-26. Это делает бронетранспортер оптимальным выбором для проведения десантных операций.
использованы материалы https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/btr-md-rakushka/